Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского
художественного творчества. Она даёт возможность даже самому
маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже
не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и
полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в
математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое
чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие
главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно
выражается при изображении предмета посредством лепки».
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не
только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере
необходимости изменяет. В лепке синхронно работают две руки, и
координируется работа двух полушарий.
Технику лепки можно оценить как наиболее доступную для
самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить,
тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда
ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное
количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий
не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который
может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не
забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является
игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на
первый взгляд простым и обычным.
Сколько бы новых, поражающих даже взрослое воображение, игрушек не
появлялось в детских магазинах, есть такие, которыми играют многие
поколения детей. Пластилин – один из них.
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество,
мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме
предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из
пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем,
польза от занятий лепкой огромна.
А нужно оно вот для чего:
Развитие мелкой моторики рук. Все дело в том, что часть коры головного
мозга, отвечающей за речевой аппарат, находится рядом с частью,
отвечающей за мелкую моторику рук. Стимуляция этого участка приводит к
стимуляции соседнего, речевого, и у деток, которые много всего трогают,
делают и мнут ручками, проблем с речью намного меньше.
Развитие осязания и тактильной памяти. Ребенок к 3-4 годам уже
достаточно всего натрогался. Теперь пришло время воссоздавать по
тактильным ощущениям формы и текстуры разных предметов. Это тот
навык, благодаря которому вы на ощупь находите в шкафу нужную вам
вещь. В последующей жизни эта чувствительность незаменима во многих
профессиях.
Развитие воображения и памяти. Ребенок уже видел достаточное
количество вещей, теперь пришло время воссоздать некоторые из них. Лепка
«по памяти» намного полезнее, развивает воображение и помогает
формированию установки нейронных процессов в головном мозге. Так
малыш не будет забывать элементарных вещей во взрослой жизни – его
память уже тренируется.
Усидчивость. Слепить что-то из пластилина – не такой простой процесс, но
увлекает ребенка, обучая его усидчивости. Позже это поможет ему в школе и
университете на занятиях.
Терпение и труд. Терпеливо создавая фигурки, ребенок учится работать
пальчиками, приучается к порядку, убирая свое «рабочее» место.
Внимательность. Тут поможет именно лепка по шаблонам. Ребенок
научится изучать предмет, который нужно воссоздать, и будет его
копировать, развивая внимание к отдельным деталям. Поэтому лепку
начинают с простых объектов, постепенно усложняя их мелкими частичками
вроде чешуи на рыбке или шерстинок на котике.
Умение преодолевать трудности. Если не заложить его при помощи
пластилина – у вас вырастет нытик и неудачник. Если малыш бросает
занятие лепкой потому, что «нос к голове не прилепляется» или «лапки у
мишки все равно отваливаются», ваша роль в этой ситуации ключевая.
Покажите ребенку другие способы достичь желаемого. Так человек с малых
лет будет привыкать к тому, что безвыходных ситуаций не бывает, главное –
не опускать руки и продолжать искать пути решения проблемы.
Некоторым родителям может показаться, что пластилин –
весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и
оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто
проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для
творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Лепка из пластилина в случае с детьми 3-4 лет – это интересное и полезное
занятие. Оно даже безопасное, если правильно подготовиться и не разрешать
малышу есть пластилин.
Какой пластилин лучше
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни
слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет
к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком
твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.
Детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если
желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный -
клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то,
чему мы хотим его научить.
Классический. «Луч» и «Гамма» не сдают своих позиций. Дешево, сердито
(цветовая палитра почти не изменилась с нашего с вами детства),
относительно безвредно – его делают в основном из глины. Такой пластилин
можно использовать для лепки с детьми 4 лет, он довольно жесткий (такой
же, как в вашем детстве, вы только вспомните).
Парафиновый пластилин. Это привычный для всех отечественный
пластилин, изготовленный в основном из парафина и мела. Его основное
достоинство – доступная цена.
Плавающий пластилин. Такой вид пластилина в два раза легче обычного,
поэтому поделки из него держатся на поверхности воды. Это свойство
вызывает восторг у детей, поскольку поделками из такого пластилина можно
играть в воде – любимой стихии детей.
Скульптурный пластилин. Это твердый профессиональный пластилин
обычно серого или зеленого цвета. Он отлично держит форму и
впоследствии окрашивается в разные цвета. Не подходит для маленьких
детей из-за твердости, его чаще используют для занятий в художественных
школах.
Восковой пластилин. Яркий, мягкий, пластичный, отлично смешивается,
образуя интересные оттенки. Один из самых популярных и покупаемых
видов пластилина. Им могут баловаться дети от года, он легко разминается
даже в неокрепших ручонках. Да и детали из него прекрасно лепятся друг к
другу, что тоже немаловажно для малышей.
Застывающий пластилин. Такой вид пластилина застывает в течение суток
после использования. И после высыхания аккуратно сделанная фигурка
может стать полноценной игрушкой или статуэткой.
Шариковый пластилин. Продается в красивых баночках, неизменно
привлекая внимание детей еще в магазине. Состоит из множества мелких
пенопластовых шариков, соединенных между собой специальными клеевыми
нитями. Кроме эстетических достоинств, он замечателен тем, что маленькие
шарики в его составе массажируют пальчики ребенка. Лепится легко, детали
пристают на раз-два, а за 24 часа на свежем воздухе превращается в монолит,
фигурки из него можно долго хранить. Но играть ими нельзя – после
застывания они становятся очень хрупкими.
Пластилин на растительной основе. В его составе – растительные
компоненты, поэтому он подходит для творчества даже самых маленьких
детей, которые стремятся все попробовать на вкус. К тому же он значительно
мягче обычного пластилина, и лепить поделки из него будет легко даже
малышам. Не затвердевает, имеет мягкую структуру, прекрасно смешивается
и имеет богатую палитру, что очень важно для маленьких скульпторов.
Подходит даже для лепки с детьми 1-3 лет. Но детали из него соединяются
трудно.
Флуоресцентный пластилин. Яркий и насыщенный материал для
творчества. Волшебно светящийся, он не может не понравится маленьким
любителям творчества.
Перламутровый пластилин. Светится перламутровым блеском, поэтому
поделки из него особенно красивы и эффектны. Такой пластилин отлично
подойдет для изготовления фигурок к новогодним праздникам.
«Умный пластилин». Он может быть жидким и твердым, принимать любую
форму, менять цвет, его можно рвать и тянуть, и он может даже магнититься.
Это оригинальная и уникальная игрушка для детей любого возраста.
А еще есть инновационные виды пластилина:
Жвачка. Это пластилин-полимер. Он вообще не липнет к рукам. А еще он
волшебный. Если скатать шарик и оставить на столе – он станет лужицей, а
если шарик кинуть о пол – попрыгунчиком. А есть виды, которые меняют
цвет на солнце, магнитятся или светятся в темноте.
Ластик. Если из такого пластилина слепить фигурку и сварить ее в кипятке
согласно приложенной инструкции – у ребенка будет самый настоящий
ластик, сделанный его руками!
Пластилиновое мыло. Лепите фигурку из такого чуда, и отправляете
малыша мыть руки – он действительно мылится под воздействием воды.
Очередной способ привить малышу полезные гигиенические привычки.
Подготовка
Что нам нужно для того, чтоб заняться лепкой с малышом?
место для работы;
идеи, желание;
пластилин.
Относительно желания – разберетесь сами. К примеру, можно предложить
ребенку поиграть в игру самодельными игрушками.
С пластилином все сложнее. Это у нас с вами он был только одного вида и
одинаковых цветов. Сейчас пластилина – тьма! Бывает он разный:
Когда выберете пластилин, не забудьте купить досочку, (берите
пластиковую, за ней легче ухаживать) и ножик (специальный). Еще можно
накупить формочек, стеков, но это уже по желанию.
Помните: все виды пластилина, кроме «жвачки» – это настоящая смерть для
мягкой мебели и ковров, потому что вывести его в растоптанном виде с
мягких покрытий – не возможно.
Так что место для лепки лучше организовывать там, где меньше таких
покрытий. Идеальное место – рабочий уголок ребенка без ковров, подушек и
стульев с матерчатым покрытием. На рабочий стол надо положить доску для
работы, пластилин, принадлежности, основу для будущих фигурок и тряпку
или старое полотенце – вытирать ручки.
C чего начать занятия по лепке из пластилина:
Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться
рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел
пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего ребенка,
не требуйте от него слишком многого.
Что умеет делать с пластилином ребенок в 3-4 года?
• отщипывать кусочек пластилина;
• плющить пластилин всей ладошкой;
• тыкать пальцем в раскатанный пласт;
• катать из него «колбаски»;
• из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки.
• прилеплять его к бумаге или столу;
• катать большие шарики ладошками;
• резать «колбаску».
Как и что лепить из пластилина с ребенком?
Выбор цвета. Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу
выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку
пластилина, иначе у ребенка просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы
ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка
— ваши предпочтения могут сильно расходиться.
Разминка. Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнёт что-то
лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой
брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно
к лепке.
Основные действия. Покажите ребенку, как можно размять пластилин,
отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте
основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение
простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать
ребенка.
Кусочки. Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий
малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на
плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого
задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте»
нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.
«Колбаски» и шарики. Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя
ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся
«колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики
можно раздавливать пальчиками.
Отпечатки. Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать
чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из
пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему
предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным
пальчиком, ложкой.
Облепливание. Предложите ребенку облепить пластилином стакан или
любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или
любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей
помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин
на них.
Пластилин и другие материалы
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы:
горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.
Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них
мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской
ручки).
Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются,
находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ
маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в
которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается
фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок
работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти.
Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника
находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг
человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только
занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую
связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.