Консультации для родителей

Как снять напряжение после детского сада

Здоровье детей в наших руках!

Давайте детям пластилин!

  

   Лепку из воздушного пластилина можно отнести к самым осязаемым видам художественного творчества. Ребёнок не только может увидеть свой результат труда, но  и почувствовать кончиками пальцев, а так же исправить что-то. Более того, свою поделку из воздушного пластилина ребенок сможет очень долго хранить или подарить дорогому родственнику, ведь она застынет и превратится в игрушку. Дети могут создавать из зефирной полимерной глины бесконечное множество образов: любимых мульт героев, животных, героев сказок. И чем больше ребенок лепит из такой массы для лепки, тем чаще находит новые идеи и способы.

Занятия лепкой  из застываемой полимерной глины комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • координируют движения рук;
  • формируют умение планировать работу от идеи до конечного результата;
  • обогащают ребёнка в художественном и творческом плане.

Всё это важно для подготовки руки к письму и к учебной деятельности ребёнка. Занятия лепкой из воздушного пластилина одновременно являются и занятиями по развитию речи. В настоящее время, педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать и укреплять с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

 

Какой должна быть детская музыка?

Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, мы без преувеличения можем сказать, что музыка - это не просто искусство, это очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику, средство общения и коммуникации, а также, мощнейший фактор в развитии и воспитании человека.

Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления — все это просто немыслимо без музыки. Но музыка, как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос — какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

  1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен  — дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!
  2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.
  3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку — именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
  7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию — если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!
  8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуют прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
  9. Прослушивание музыки у детей до 3 — х лет должно занимать не более часа в сутки – на пример 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном.  После 3 — х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
 

Приучаем детей к труду

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры.

 Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. У игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых, действует в воображаемом плане,  в труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Трудовая  деятельность  способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

Существует ряд ошибок, которые допускают родители в трудовом воспитании детей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. Ирония и «пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
-  Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой. Случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. В результате у детей появляется  отвращение к труду.
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом».  В большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых.

Что делать?

1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так.  Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку  возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.        

Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы  игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении.  Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

 В  семье у каждого должны быть  распределены обязанности.  Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником.  Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор, например: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?»

5.  Самое главное – не забывайте  хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте  малышу  задания, которые у него лучше получаются.

6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду.  Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

 

Значение лепки в жизни ребенка

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского
художественного творчества. Она даёт возможность даже самому
маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже
не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и
полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье
изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в
математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое
чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие
главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно
выражается при изображении предмета посредством лепки».
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не
только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере
необходимости изменяет. В лепке синхронно работают две руки, и
координируется работа двух полушарий.
Технику лепки можно оценить как наиболее доступную для
самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить,
тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда
ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное
количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий
не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который
может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не
забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является
игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на
первый взгляд простым и обычным.
Сколько бы новых, поражающих даже взрослое воображение, игрушек не
появлялось в детских магазинах, есть такие, которыми играют многие
поколения детей. Пластилин – один из них.
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество,
мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме
предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из
пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем,
польза от занятий лепкой огромна.
А нужно оно вот для чего:
Развитие мелкой моторики рук. Все дело в том, что часть коры головного
мозга, отвечающей за речевой аппарат, находится рядом с частью,
отвечающей за мелкую моторику рук. Стимуляция этого участка приводит к
стимуляции соседнего, речевого, и у деток, которые много всего трогают,
делают и мнут ручками, проблем с речью намного меньше.
Развитие осязания и тактильной памяти. Ребенок к 3-4 годам уже
достаточно всего натрогался. Теперь пришло время воссоздавать по
тактильным ощущениям формы и текстуры разных предметов. Это тот
навык, благодаря которому вы на ощупь находите в шкафу нужную вам
вещь. В последующей жизни эта чувствительность незаменима во многих
профессиях.
Развитие воображения и памяти. Ребенок уже видел достаточное
количество вещей, теперь пришло время воссоздать некоторые из них. Лепка
«по памяти» намного полезнее, развивает воображение и помогает
формированию установки нейронных процессов в головном мозге. Так
малыш не будет забывать элементарных вещей во взрослой жизни – его
память уже тренируется.
Усидчивость. Слепить что-то из пластилина – не такой простой процесс, но
увлекает ребенка, обучая его усидчивости. Позже это поможет ему в школе и
университете на занятиях.
Терпение и труд. Терпеливо создавая фигурки, ребенок учится работать
пальчиками, приучается к порядку, убирая свое «рабочее» место.
Внимательность. Тут поможет именно лепка по шаблонам. Ребенок
научится изучать предмет, который нужно воссоздать, и будет его
копировать, развивая внимание к отдельным деталям. Поэтому лепку
начинают с простых объектов, постепенно усложняя их мелкими частичками
вроде чешуи на рыбке или шерстинок на котике.
Умение преодолевать трудности. Если не заложить его при помощи
пластилина – у вас вырастет нытик и неудачник. Если малыш бросает
занятие лепкой потому, что «нос к голове не прилепляется» или «лапки у
мишки все равно отваливаются», ваша роль в этой ситуации ключевая.
Покажите ребенку другие способы достичь желаемого. Так человек с малых
лет будет привыкать к тому, что безвыходных ситуаций не бывает, главное –
не опускать руки и продолжать искать пути решения проблемы.
Некоторым родителям может показаться, что пластилин –
весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и
оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто
проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для
творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Лепка из пластилина в случае с детьми 3-4 лет – это интересное и полезное
занятие. Оно даже безопасное, если правильно подготовиться и не разрешать
малышу есть пластилин.
Какой пластилин лучше
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни
слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет
к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком
твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.
Детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если
желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный -
клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то,
чему мы хотим его научить.
Классический. «Луч» и «Гамма» не сдают своих позиций. Дешево, сердито
(цветовая палитра почти не изменилась с нашего с вами детства),
относительно безвредно – его делают в основном из глины. Такой пластилин
можно использовать для лепки с детьми 4 лет, он довольно жесткий (такой
же, как в вашем детстве, вы только вспомните).
Парафиновый пластилин. Это привычный для всех отечественный
пластилин, изготовленный в основном из парафина и мела. Его основное
достоинство – доступная цена.
Плавающий пластилин. Такой вид пластилина в два раза легче обычного,
поэтому поделки из него держатся на поверхности воды. Это свойство
вызывает восторг у детей, поскольку поделками из такого пластилина можно
играть в воде – любимой стихии детей.
Скульптурный пластилин. Это твердый профессиональный пластилин
обычно серого или зеленого цвета. Он отлично держит форму и
впоследствии окрашивается в разные цвета. Не подходит для маленьких
детей из-за твердости, его чаще используют для занятий в художественных
школах.
Восковой пластилин. Яркий, мягкий, пластичный, отлично смешивается,
образуя интересные оттенки. Один из самых популярных и покупаемых
видов пластилина. Им могут баловаться дети от года, он легко разминается
даже в неокрепших ручонках. Да и детали из него прекрасно лепятся друг к
другу, что тоже немаловажно для малышей.
Застывающий пластилин. Такой вид пластилина застывает в течение суток
после использования. И после высыхания аккуратно сделанная фигурка
может стать полноценной игрушкой или статуэткой.
Шариковый пластилин. Продается в красивых баночках, неизменно
привлекая внимание детей еще в магазине. Состоит из множества мелких
пенопластовых шариков, соединенных между собой специальными клеевыми
нитями. Кроме эстетических достоинств, он замечателен тем, что маленькие
шарики в его составе массажируют пальчики ребенка. Лепится легко, детали
пристают на раз-два, а за 24 часа на свежем воздухе превращается в монолит,
фигурки из него можно долго хранить. Но играть ими нельзя – после
застывания они становятся очень хрупкими.
Пластилин на растительной основе. В его составе – растительные
компоненты, поэтому он подходит для творчества даже самых маленьких
детей, которые стремятся все попробовать на вкус. К тому же он значительно
мягче обычного пластилина, и лепить поделки из него будет легко даже
малышам. Не затвердевает, имеет мягкую структуру, прекрасно смешивается
и имеет богатую палитру, что очень важно для маленьких скульпторов.
Подходит даже для лепки с детьми 1-3 лет. Но детали из него соединяются
трудно.
Флуоресцентный пластилин. Яркий и насыщенный материал для
творчества. Волшебно светящийся, он не может не понравится маленьким
любителям творчества.
Перламутровый пластилин. Светится перламутровым блеском, поэтому
поделки из него особенно красивы и эффектны. Такой пластилин отлично
подойдет для изготовления фигурок к новогодним праздникам.
«Умный пластилин». Он может быть жидким и твердым, принимать любую
форму, менять цвет, его можно рвать и тянуть, и он может даже магнититься.
Это оригинальная и уникальная игрушка для детей любого возраста.
А еще есть инновационные виды пластилина:
Жвачка. Это пластилин-полимер. Он вообще не липнет к рукам. А еще он
волшебный. Если скатать шарик и оставить на столе – он станет лужицей, а
если шарик кинуть о пол – попрыгунчиком. А есть виды, которые меняют
цвет на солнце, магнитятся или светятся в темноте.
Ластик. Если из такого пластилина слепить фигурку и сварить ее в кипятке
согласно приложенной инструкции – у ребенка будет самый настоящий
ластик, сделанный его руками!
Пластилиновое мыло. Лепите фигурку из такого чуда, и отправляете
малыша мыть руки – он действительно мылится под воздействием воды.
Очередной способ привить малышу полезные гигиенические привычки.
Подготовка
Что нам нужно для того, чтоб заняться лепкой с малышом?
 место для работы;
 идеи, желание;
 пластилин.
Относительно желания – разберетесь сами. К примеру, можно предложить
ребенку поиграть в игру самодельными игрушками.
С пластилином все сложнее. Это у нас с вами он был только одного вида и
одинаковых цветов. Сейчас пластилина – тьма! Бывает он разный:
Когда выберете пластилин, не забудьте купить досочку, (берите
пластиковую, за ней легче ухаживать) и ножик (специальный). Еще можно
накупить формочек, стеков, но это уже по желанию.
Помните: все виды пластилина, кроме «жвачки» – это настоящая смерть для
мягкой мебели и ковров, потому что вывести его в растоптанном виде с
мягких покрытий – не возможно.
Так что место для лепки лучше организовывать там, где меньше таких
покрытий. Идеальное место – рабочий уголок ребенка без ковров, подушек и
стульев с матерчатым покрытием. На рабочий стол надо положить доску для
работы, пластилин, принадлежности, основу для будущих фигурок и тряпку
или старое полотенце – вытирать ручки.
C чего начать занятия по лепке из пластилина:
Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться
рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел
пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего ребенка,
не требуйте от него слишком многого.
Что умеет делать с пластилином ребенок в 3-4 года?
• отщипывать кусочек пластилина;
• плющить пластилин всей ладошкой;
• тыкать пальцем в раскатанный пласт;
• катать из него «колбаски»;
• из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки.
• прилеплять его к бумаге или столу;
• катать большие шарики ладошками;
• резать «колбаску».
Как и что лепить из пластилина с ребенком?
Выбор цвета. Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу
выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку
пластилина, иначе у ребенка просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы
ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка
— ваши предпочтения могут сильно расходиться.
Разминка. Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнёт что-то
лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой
брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно
к лепке.
Основные действия. Покажите ребенку, как можно размять пластилин,
отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте
основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение
простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать
ребенка.
Кусочки. Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий
малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на
плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого
задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте»
нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.
«Колбаски» и шарики. Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя
ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся
«колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики
можно раздавливать пальчиками.
Отпечатки. Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать
чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из
пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему
предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным
пальчиком, ложкой.
Облепливание. Предложите ребенку облепить пластилином стакан или
любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или
любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей
помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин
на них.
Пластилин и другие материалы
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы:
горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.
Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них
мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской
ручки).
Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются,
находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ
маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в
которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается
фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок
работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти.
Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника
находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг
человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только
занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую
связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

СКОРО В ШКОЛУ

   Школа - это одно из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого- каторгой. Кто-то обзавёлся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность»?

   Сегодня программа образования часто пересматривается, выделяются новые приоритеты, ведутся споры о том, когда же лучше отдавать ребенка в школу : с 6 или 7 лет?  Стоит ли ребенка как-то специально готовить к школе и кто это должен делать : воспитатели дошкольного учреждения, родители, специалисты?

    Врачи, психологи, педагоги отмечают, что за последнее время увеличилось число первоклашек, которые не могут адаптироваться к школе, не справляются со школьной нагрузкой и вынуждены  возвращаться в детский сад, что само по себе является стрессом для ребенка и его семьи.

    На вопрос «Когда же отдавать ребенка в школу?» есть однозначный ответ – тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе, и зависит его успешность в школе.

   Что же такое готовность к школе?

Готовность к школе – это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости. Да, он может уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте , для лучшего понимания, исправим фразу «готовность к школе» на «готовность к обучению».

   Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовём эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).

   Обучаться – это не играть, это значит трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно обучаться. В большинстве случаев – это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.

   Здесь же можно сказать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим – это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребенка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации.

   Школа – это процесс социализации, поэтому успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня «социального интеллекта» ребенка. «Социальный интеллект» - это способность ребенка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).

   Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).

   Если ваш ребенок идет в первый класс:

  1. Формируйте  положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно «купим красивый портфель, форму…).
  2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
  3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
  4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
  5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать. Но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
  6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте(желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
  7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет

ваш ребенок, зависит то, как он ее перешагнет.

Удачи и успехов, дорогие родители! 

Литература

  1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Как подготовить ребенка к школе.
  2. Выготский, Л.С. Кризис 7 лет.

« В детский сад без слез"»

Консультация для родителей

« В детский сад без слез"»

 

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДУО проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.    

Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.

Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

  • Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
  • Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
  • Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду

Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.

  • Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
  • не сформированы культурно-гигиенические навыки;
  • он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
  • режим в семье не совпадает с режимом в детском саду.
  • Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
  • Биологические причины:
  • сильный токсикоз у мамы в период беременности;
  • осложнения при родах;
  • болезни в первые три месяца жизни.
    • Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
    • Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
    • Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

    Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

    •  «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
    • Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
    • Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
    • Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
    • Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
    • Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
    • Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
      • Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
      • Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
      • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
      • Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
      • Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
      • Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
      • Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
      • Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
      • «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
      • Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
свернуть