Советы учителя-дефектолога

Речевое развитие как один из показателей готовности ребенка к обучению в школе

Речь – это многоуровневый, разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга. Нарушение одного из них может повлечь за собой нарушение всего процесса речевого развития. Причиной многих трудностей, возникающих в интеллектуальной, сенсорной сферах у детей 6-7 лет, является отставание в развитии речи. Вот почему важным компонентом   определения готовности к школе является анализ уровня речевого развития.

 

Что такое речевая готовность ребенка к школе?

 

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. К ним относятся:  

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутыми предложениями.
  6. Хорошо развитая диалогическая и монологическая речь (умение понимать вопросы собеседника и отвечать на них, способность правильно объяснить ситуацию, пересказывать знакомые сказки и рассказы, составлять рассказы и по картинке (серии картинок)).

 

К 6-7 годам ребенок начинает пользоваться письменной речью. Письменная речь, как известно, является отражением устной речи, и все ее недостатки, как в зеркале, проявляются и при письме. Самой распространенной проблемой младших школьников является дисграфия (трудности овладения грамотным письмом) и дислексия (трудности  овладения навыками чтения). Подобные затруднения могут возникать из-за недоразвития фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются слова). А звуков значительно больше, чем букв. Чем тоньше ребенок воспринимает различные их сочетания, тем быстрее и легче он овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только неправильного произношения одного или нескольких звуков, как правило, не имеют затруднений при обучении. Такие нарушения речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения.

 

Как улучшить речевую готовность ребенка к школьному обучению?

 

Существуют определенные условия, способные улучшить речевую готовность ребенка к обучению в школе. Для этого следует:

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей (необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка; речь должна быть четкой, ясной, грамотной; родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей);

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи (выполнение артикуляционной гимнастики, закрепление формируемых на занятиях умений и навыков и т.д.);

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционно-педагогической работе чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, воспитателей, родителей удается своевременно и качественно помочь воспитанникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у воспитанников с нарушениями речи уверенность в своих возможностях.

 

 

 

 

Источник:

  1. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. – М.: Лабиринт, 2001. – с. 278-342.
  2. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  3. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
свернуть

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИГРАЯ» (ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА)

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развития его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает свое отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи.
В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. 
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его интеллектуальным развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт вашему ребенку пользу, а вам радость от общения с ним.

 

ПО ДОРОГЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА
(В ДЕТСКИЙ САД)

 

«Я ЗАМЕТИЛ»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 

«УГОЩАЮ»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 

«ПРИГОТОВИМ СОК»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

 

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

 

«ОТГАДАЙ, КТО ЭТО»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

«ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ЕГО ЧАСТЯМ»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.

 

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

свернуть

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?
Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:
• достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
• правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
• были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
1) способность говорить;
2) способность понимать сказанное.
Известно, что речь в своем развитии проходит определенные этапы.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.
Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.
Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии.
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.


7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10-12 МЕСЯЦЕВ
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).


1-3 ГОДА
После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека – девочка, пику – купи, пэха – хлеб.
Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: «Аня хочет нет» – я не хочу.
В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.


4-5 ЛЕТ
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака – пес, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).


5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
• самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
• звуковой формой слов;
• значением слов;
• грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.


ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Нарушение звукопроизношения: неправильное произношение звуков, пропуски, замена звуков.
Нарушение слоговой структуры слова.
Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов.
Неправильное грамматическое оформление высказывания.
Нарушение связного высказывания (развертывания, программирования высказывания).
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога.


ЛИТЕРАТУРА
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.с

свернуть

Как попасть в пункт коррекционно-педагогической помощи?

В ГУО «Старосверженский детский сад» функционируют пункт коррекционно-педагогической помощи. Направление детей в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется после диагностики детей учителем-дефектологом детского сада и прохождения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обследуются воспитанники второй младшей, средней и старшей групп.

 

Группы для детей с нарушениями речи комплектуются на сентябрь следующего учебного года. Списочный состав группы формируются из детей одного возраста и речевого нарушения. Обычно это дети с общим недоразвитием речи, т.е. с нарушением всех речевых компонентов: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, фонематического восприятия.

 

Итак, как устроить ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи в детском саду?

 

ШАГ 1. КОНСУЛЬТАЦИЯ У УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ.

Если Вы решили устроить своего ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи, то первым делом Вам необходимо отправится на консультацию к учителю-дефектологу в детском саду. Подробно расскажите специалисту про речевые проблемы вашего ребенка, про их проявление в семейном кругу, в кругу сверстников, в кругу незнакомых людей. Учитель-дефектолог в течение пары дней обследует ребенка и пригласит Вас на повторную консультацию. Там он расскажет вам про результат обследования, о состоянии речи ребенка, нуждается ли ребенок в зачислении в пункт коррекционно-педагогической помощи. Если ребенку действительно требуется помощь, то учитель-дефектолог запишет Вас в список для прохождения обследования ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией).

 

ШАГ 2. ПОДГОТОВКА ПОЛНОГО ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляет обследование ребенка с согласия родителей и в их присутствии (либо законных представителей).

При необходимости пройдите заранее осмотр специалистов и подготовьте пакет документов, включающий в себя:
1) выписка из медицинских документов о развитии ребенка;
2) медицинская справка о состоянии здоровья;
3) психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок, результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста (рисунки и др.).

Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения развития, определить подбор диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения.

 

ШАГ 3. В НАЗНАЧЕННЫЙ ДЕНЬ ПРИЙТИ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии.

Что нужно взять:

Документы для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии:
- выписка из медицинских документов о развитии ребенка;
- справка о состоянии здоровья;
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок.

После обследования ребенка и изучения медицинской документации комиссия вынесет свое решение и даст заключение.

свернуть